Нормативы для трасс вне населенных пунктов: Руководство по зимнему уходу за автодорогами — УЗПМ, Пермь, Москва
https://www.high-endrolex.com/28
Главная Пресс-центр Статьи Нормативы для трасс вне населенных пунктов: Руководство по зимнему уходу за автодорогами

Нормативы для трасс вне населенных пунктов: Руководство по зимнему уходу за автодорогами

Требования по организации и осуществлению работ при зимнем уходе за автодорогами вне населенных пунктов, включая федеральные дороги, дороги общего пользования территориального значения и муниципального подчинения, установлены в Руководстве по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Это отраслевой методический документ, утвержденный Министерством транспорта РФ и предназначенный для дорожных организаций, отвечающих за содержание автодорог общего пользования в зимнее время. В нем изложены мероприятия, которые должны проводиться при борьбе с зимней скользкостью и особенности их организации; указано, какие противогололедные материалы должны использоваться, нормы их распределения и хранения; описана технология работ по антигололедной борьбе, контроль качества выполненных работ и применяемых ПГМ; приведены нормы по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды при борьбе с гололедом.

Общие положения

По положениям Руководства, работы по антигололедной обработке дорог должны обеспечивать их удовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93 и установленному уровню содержания.

Чтобы выполнить эти требования, необходимо проводить следующие мероприятия:

  • профилактика — выполняется с целью не допустить возникновения скользкости или минимизировать прочность снежно-ледяных отложений при их образовании на дороге;
  • повышение сцепления дороги при появлении на ней отложений снега и льда, гололеда или уплотненного снега с помощью расплавления или создания шероховатости.

Устранять скользкость на участках дорог с метелевыми заносами или толстым слоем снежных отложений в результате интенсивного снегопада следует после проведения снегоуборочных мероприятий.

С дорог с покрытиями, которые относятся к переходным или низшим, а также с грунтовых снежный накат можно не удалять.

Виды зимней скользкости

По внешним параметрам отложения снега и льда, которые появляются на дорогах, подразделяются в Руководстве на следующие виды:

  • рыхлый снег;
  • снежный накат;
  • стекловидный лед.

Организация противогололедной борьбы на автодорогах

Общеотраслевое, инженерно-техническое и методическое руководство по организации ухода за зимними дорогами общего пользования осуществляет Госслужба дорожного хозяйства Минтранспорта РФ. За организацию зимнего содержания автодорог отвечают федеральные управления автомобильных дорог (сокращенно: ФУ), управления автомагистралей (УА) и территориальные органы управления (ТОУ) дорожным хозяйством российских субъектов.

Исполнители работ — ГУП или иные подрядчики. Задачи исполнителя и возложенные на него обязанности определяются Госконтрактом, который заключается между ним и органом управления дорожным хозяйством.

В ходе организации работ по устранению скользкости применяется метеорологическая информация.

Борьба со скользкостью на зимних дорогах: противогололедные материалы

В соответствии с пп. 4.1. Руководства в группу противогололедных входят следующие материалы:

  • химические — твердые и жидкие;
  • фрикционные — щебень, песок и т. п.;
  • комбинированные — смеси материалов первых двух типов.

Фрикционные ПГМ призваны повышать сцепление с дорожным покрытием. В качестве таких может использоваться природный песок, отсев от дробления щебня, шлаки без частиц металла и агрессивных химических компонентов.

Химические противогололедные реагенты — это 4 подгруппы:

  • хлориды — ПГМ на основе NaCl, MgCl2 и CaCl2;
  • ацетаты;
  • карбамиды;
  • нитраты.

В качестве химических добавок в комбинированных ПГМ используют твердые соли: хлористый кальций, технический хлорид натрия или соль отвалов сильвинита. Для этих целей подойдут и жидкие хлориды: растворы хлористого натрия, магния и кальция высокой концентрации.

Химические антигололедные средства применяют для борьбы со скользкостью на дорогах I–II категорий, фрикционные — на дорогах III–V категорий. Комбинированные ПГМ используют, если нужно удалить отложения снега, льда и повысить коэффициент сцепления на дорогах.

В документе также указаны нормы распределения антигололедных материалов, подробная технология работ по устранению гололеда с помощью реагентов, требования охраны труда, ТБ и охраны природы.

Кроме того, в нормативе освещен вопрос содержания искусственных сооружений измой. Мосты, эстакады и прочие подобные сооружения отнесены к одним из самых опасных участков с точки зрения образования гололеда. Поэтому их профилактическая, а затем и противогололедная обработка должна выполняться в первую очередь.

В соответствии с положениями Руководства ПГМ должны отвечать «Требованиям к противогололедным материалам» Министерства транспорта России. Поступивший в дорожные предприятия противогололедный материал должен пройти входной контроль. Выполнение мероприятий, проводимых с целью устранить зимнюю скользкость, должно подвергаться операционному и инспекционному контролю.

Требования Руководства не должны противоречить положениям, изложенным в вышестоящих по юридической иерархии нормативных актах. К ним относятся: Межгосударственный ГОСТ 33181-2014, Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, ГОСТ Р 52398-2005 и ГОСТ Р 50597-2017.

https://www.high-endrolex.com/28